ТАХОКОНТРОЛЬ СЕГОДНЯ

Современный цифровой тахограф и его предназначение

Инновационные технологии, вопреки распространенному мнению, получают все более широкое распространение не только в компьютерной сфере и некоторых смежных отраслях, но также и в бизнесе, связанном с автомобилями. Конечно же, речь идет об тахографах – устройствах, появившихся на отечественном рынке не так давно, но уже завоевавших значительную популярность среди владельцев автотранспорта. Тем не менее, даже не смотря на постоянно увеличивающийся спрос и распространение этих устройств, многие до сих пор не знают не только о преимуществах и недостатках тахографа, но и о том, что же он собой представляет. Сегодня мы постараемся пролить свет на этот вопрос, затронув в нашей статье основные аспекты конструкции, работы и применения данного устройства.

Говоря вкратце, этот аппарат являет собой вершину «эволюции» авторегистратора. Тахография позволяет с максимальной точностью высчитывать, обрабатывать и передавать важные данные о происходящем в автомобиле. В частности, приобретая такое устройство для авто, владельцем которых вы являетесь, вы сможете мгновенно узнавать о:

  • Скорости автомобиля в любой интересующий вас момент или за определенный период. Это позволит вам не только получать целостную картину о преодолении транспортным средством заданного маршрута, но ещё использовать такие данные для разрешения конфликтных ситуаций (например, если вашему водителю предъявляют обвинение в превышении скорости и т.д.).
  • Режиме труда и отдыха водителей. Для владельца бизнеса, связанного с пассажирскими или грузовыми перевозками жизненно необходимо контролировать работу своих сотрудников – без этого вы рискуете натолкнуться на банальную человеческую халатность и потерять прибыль. Установка тахографа избавит вас от таких неприятностей –тахоконтроль позволит более грамотно планировать расписание для ваших сотрудников и своевременно выявлять возможные нарушения. Более того – тахограф сохраняет данные о труде водителя не только внутри самого устройства, но ещё и на специальной карте.

Также стоит отметить надежность современных цифровых тагохрафов – такое устройство невозможно отключить дистанционно или на месте. Перехват данных, перемотка, пауза или попытки любой другой манипуляции с устройством ни к чему не приведут – ведь прибор являет собой миниатюрную, но мощную шифровальную машину, средства защиты которой постоянно совершенствуются.

Какие тахографы нужно ставить в соответствии с Законодательством РФ

На сегодняшний день существует три законодательных акта, регламентирующих технические характеристики тахографов и их установку. Это 720 Постановление, 36 и 273 Приказы.

720 Постановление Правительства РФ «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» ранее являлся единственным законодательным документом, регламентирующим установку и эксплуатацию тахографов. Согласно этому Постановлению, транспортное средство может быть оснащено любым цифровым тахографом, в т.ч. соответствующим ЕСТР.

1 апреля 2013 года вступил в силу Приказ Министерства транспорта №36, обязующий устанавливать тахографы только с блоком СКЗИ, однако действие 720 Постановления не утратило силу.

А в Приказе от 21 августа 2013 г. №273 прописан порядок оснащения тахографами.

Возможные варианты оснащения автотранспорта тахографами:

  1. Вариант: Организации приобретают лицензии международного перевозчика, которые позволяют ездить с тахографами, соответствующими соглашению ЕСТР. Но тут встает вопрос, как долго они смогут так проездить по территории РФ и чем это может обернуться, если при проверке документов сотрудник ГИБДД выявит, что в путевом листе ТС указаны пункты только на территории России.
  2. Вариант: Ставить обычные тахографы без СКЗИ, соответствующие техническим характеристикам, прописанным в 720 Постановлении. Все вроде бы законно, т.к. действие 720 Постановления все еще в силе, тем более по иерархии Постановление правительства стоит выше, чем Приказ. Но скорее всего сотрудники ГИБДД будут выписывать штрафы за отсутствие блока СКЗИ, и оспаривать их придется в суде. А это тоже лишняя трата денег, сил и времени.
  3. Вариант: Рекомендуемый нашей компанией - конечно, сразу установить тахограф с блоком СКЗИ и, как говорится, спать спокойно. Любой тахограф, эксплуатируемый на территории РФ должен иметь сертификат Госстандарта, а также внесен в ГРСИ (гос. Реестр Средств Изменений). На сегодняшний день в данном реестре значится не так уж и много моделей: ШТРИХ-ТахоRUS" SM 10042.00.00-13, ШТРИХ-ТахоRUS SM 100.42.00.00.14, КАСБИ DT-20M, Меркурий ТА-001, Continental VDO DTCO 3283 и ТЦА-02НК, Атол Drive 5 и EFAS V2 RUS. Перечень их, конечно, постепенно расширяется, но ставить тахографы придется только из числа указанных, т.к. все остальные марки не имеют разрешения на эксплуатацию в РФ, и, соответственно, за их использование (точнее неиспользование нужных) будет наложен штраф.

Полную информацию по моделям тахографов и заводах-изготовителях можно отслеживать на государственном портале Росавтотранса.

Принципы работы тахографа

Внешне устройство выглядит как небольшая автомагнитола один дин, оснащенная кнопками и дисплеем. Через импульсный датчик скорости тахограф подключается к выходному валу коробки передач автомобиля. Необходимость такого нетипичного «переходника» обусловлена тем, что именно через датчик прибор получает импульсы, которые используются для получения данных о скорости автомобиля. В наиболее совершенных устройствах, таких, как тахограф ШТРИХ-Тахо RUS, погрешность по времени получения информации не превышает отметку в 0,05 сек.

Настоящим же «сердцем» любого цифрового тахографа можно назвать блок СКЗИ. Эта малопонятная аббревиатура расшифровывается как «Средство Криптографической Защиты Информации», а по сути же такой модуль представляет собой совершенный блок памяти. Он полностью независим от электропитания, а все данные, собираемые устройством, автоматически зашифровываются. Расшифровать их можно только при помощи и на основании цифровой подписи, которую получают в специальных центрах.

Более того – никакие манипуляции с блоком СКЗИ невозможны без разрешения ФСБ. Что же касается внутренней «начинки» этого устройства – в неё входят контроллер, часы, приемник ГЛОНАСС, источник для аварийного питания, акселерометр и криптографический процессор, модем GSM GPRS(в зависимости от модификации). Вся эта высокоточная электроника способна обеспечить беспрецедентно надежный сбор, обработку и хранение данных.

Помимо вышеперечисленных деталей, в конструкцию тахографа входит также специальный разъем под карту. В работе современных цифровых устройств используется четыре разновидности таких карт:

  • Карта предприятия. Её используют владельцы авто, или же представители организаций, которым принадлежит то или иное транспортное средство. Такая карта дает доступ к данным, собранным тахографом и является ключом к контролю за водителями, которые находятся у вас в подчинении. Карта предприятия оформляется сроком от 3-х лет и содержит данные о компании и её представителе, а также – подтверждение полномочий.
  • Карта водителя. Как несложно догадаться, такую карту получает водитель, в автомобиле которого установлен тахограф. Основное её предназначение – идентификация сотрудника и хранение информации о его работе, а также отдыхе во время пребывания за рулем авто. Карта содержит личные данные сотрудника и выдается сроком на три года.
  • Карта мастерской. Любая мастерская по установке и обслуживанию тахографов имеет в своем распоряжении такие карты. Они служат для выгрузки данных из устройства и в качестве идентификатора доступа для лиц, производящих такие процедуры, как калибровка тахографа, активация блока СКЗИ тахографа и т.д. Такие карты в единственном экземпляре получают сотрудники мастерских, обладающих необходимой аккредитацией. Этот тип карт можно проверить на оригинальность в особом реестре. Кроме того, каждая компания имеет свой уникальный номер клейма. Так, например, единственная на сегодняшний день в г. Нарьян-Маре и Ненецком автономном округе (НАО) компания ООО «ИТ Бизнес-Консалтинг», предоставляющая услуги в полном соответствии с Законодательством РФ по продаже, установке и обслуживанию тахографов, получила номер клейма мастерской РФ 0933.
  • Карта контролера. Обладателями карт такого типа в России являются сотрудники двух ведомств – ГИБДД и РострансНадзора. С их помощью инспекторы осуществляют проверку наличия и нормального функционирования тахографа в авто, а также контроль над режимами работы и отдыха водителя. Карты контролера выдаются сотрудникам «органов» сроком на 5 лет.

Под конец нашей статьи, в которой мы постарались максимально доступно подать вам базовую информацию о тахографах, нельзя не упомянуть о главном аспекте – все транспортные средства категорий M2, M3, N2 и N3 (ранее относимые к категориям C, D и E), согласно Приказу Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 г. №273 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами", должны быть оснащены тахографами до 01 апреля 2015г. В случае отсутствия тахографа на транспортном средстве, его неработоспособности, нарушения правил эксплуатации, действий, искажающих показания прибора, в том числе фальсификацию данных путем некорректного/неправильного монтажа или доработки тахографа, статьей 11.23 КОАП предусмотрены штрафные санкции.

В соответствии с Законодательством РФ, оборудование транспортных средств тахографами обеспечивается владельцами транспортных средств и осуществляется мастерскими, сведения о которых в соответствии с Правилами использования тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденными приказом Минтранса России N 36, включены федеральным бюджетным учреждением "Агентство автомобильного транспорта" (далее - ФБУ "Росавтотранс") в перечень сведений о мастерских.
Компания ООО «ИТ Бизнес-Консалтинг» в перечень сведений о мастерских ФБУ "Росавтотранс" включена под номером РФ0933, и предоставляет весь комплекс услуг по оснащению транспортных средств тахографами и выдаче карт тахографов на территории г. Нарьян-Мара и Ненецкого автономного округа (НАО).