Инновационные технологии, вопреки распространенному мнению, получают все более широкое распространение не только в компьютерной сфере и некоторых смежных отраслях, но также и в бизнесе, связанном с автомобилями. Конечно же, речь идет об тахографах – устройствах, появившихся на отечественном рынке не так давно, но уже завоевавших значительную популярность среди владельцев автотранспорта. Тем не менее, даже не смотря на постоянно увеличивающийся спрос и распространение этих устройств, многие до сих пор не знают не только о преимуществах и недостатках тахографа, но и о том, что же он собой представляет. Сегодня мы постараемся пролить свет на этот вопрос, затронув в нашей статье основные аспекты конструкции, работы и применения данного устройства.
Говоря вкратце, этот аппарат являет собой вершину «эволюции» авторегистратора. Тахография позволяет с максимальной точностью высчитывать, обрабатывать и передавать важные данные о происходящем в автомобиле. В частности, приобретая такое устройство для авто, владельцем которых вы являетесь, вы сможете мгновенно узнавать о:
Также стоит отметить надежность современных цифровых тагохрафов – такое устройство невозможно отключить дистанционно или на месте. Перехват данных, перемотка, пауза или попытки любой другой манипуляции с устройством ни к чему не приведут – ведь прибор являет собой миниатюрную, но мощную шифровальную машину, средства защиты которой постоянно совершенствуются.
На сегодняшний день существует три законодательных акта, регламентирующих технические характеристики тахографов и их установку. Это 720 Постановление, 36 и 273 Приказы.
720 Постановление Правительства РФ «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» ранее являлся единственным законодательным документом, регламентирующим установку и эксплуатацию тахографов. Согласно этому Постановлению, транспортное средство может быть оснащено любым цифровым тахографом, в т.ч. соответствующим ЕСТР.
1 апреля 2013 года вступил в силу Приказ Министерства транспорта №36, обязующий устанавливать тахографы только с блоком СКЗИ, однако действие 720 Постановления не утратило силу.
А в Приказе от 21 августа 2013 г. №273 прописан порядок оснащения тахографами.
Полную информацию по моделям тахографов и заводах-изготовителях можно отслеживать на государственном портале Росавтотранса.
Внешне устройство выглядит как небольшая автомагнитола один дин, оснащенная кнопками и дисплеем. Через импульсный датчик скорости тахограф подключается к выходному валу коробки передач автомобиля. Необходимость такого нетипичного «переходника» обусловлена тем, что именно через датчик прибор получает импульсы, которые используются для получения данных о скорости автомобиля. В наиболее совершенных устройствах, таких, как тахограф ШТРИХ-Тахо RUS, погрешность по времени получения информации не превышает отметку в 0,05 сек.
Настоящим же «сердцем» любого цифрового тахографа можно назвать блок СКЗИ. Эта малопонятная аббревиатура расшифровывается как «Средство Криптографической Защиты Информации», а по сути же такой модуль представляет собой совершенный блок памяти. Он полностью независим от электропитания, а все данные, собираемые устройством, автоматически зашифровываются. Расшифровать их можно только при помощи и на основании цифровой подписи, которую получают в специальных центрах.
Более того – никакие манипуляции с блоком СКЗИ невозможны без разрешения ФСБ. Что же касается внутренней «начинки» этого устройства – в неё входят контроллер, часы, приемник ГЛОНАСС, источник для аварийного питания, акселерометр и криптографический процессор, модем GSM GPRS(в зависимости от модификации). Вся эта высокоточная электроника способна обеспечить беспрецедентно надежный сбор, обработку и хранение данных.
Помимо вышеперечисленных деталей, в конструкцию тахографа входит также специальный разъем под карту. В работе современных цифровых устройств используется четыре разновидности таких карт:
Под конец нашей статьи, в которой мы постарались максимально доступно подать вам базовую информацию о тахографах, нельзя не упомянуть о главном аспекте – все транспортные средства категорий M2, M3, N2 и N3 (ранее относимые к категориям C, D и E), согласно Приказу Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 г. №273 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами", должны быть оснащены тахографами до 01 апреля 2015г. В случае отсутствия тахографа на транспортном средстве, его неработоспособности, нарушения правил эксплуатации, действий, искажающих показания прибора, в том числе фальсификацию данных путем некорректного/неправильного монтажа или доработки тахографа, статьей 11.23 КОАП предусмотрены штрафные санкции.
В соответствии с Законодательством РФ, оборудование транспортных средств тахографами обеспечивается владельцами транспортных средств и осуществляется мастерскими, сведения о которых в соответствии с Правилами использования тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденными приказом Минтранса России N 36, включены федеральным бюджетным учреждением "Агентство автомобильного транспорта" (далее - ФБУ "Росавтотранс") в перечень сведений о мастерских.
Компания ООО «ИТ Бизнес-Консалтинг» в перечень сведений о мастерских ФБУ "Росавтотранс" включена под номером РФ0933, и предоставляет весь комплекс услуг по оснащению транспортных средств тахографами и выдаче карт тахографов на территории г. Нарьян-Мара и Ненецкого автономного округа (НАО).